Результаты исследования

Расследование инцидентов рассылки анонимных писем 

и опыт работы Линии доверия

Научно-исследовательский Центр Корпоративной Безопасности. Июль-октябрь 2017

О теме исследования


В первой половине 2017 года наша команда расследовала и консультировала по 18 инцидентам, связанными с рассылкой анонимных писем. Часто само содержание, или отсутствие внимания к информации в нем, могло повлечь различные риски для всего бизнеса. Мы начали подробнее изучать данную тематику и выяснили, что около 57% собственников, управленцев и представителей безопасности сталкивались с подобными происшествиями, а некоторые истории привели к серьезным репутационным и финансовым последствиям.

57,8 % опрошенных сталкивались с анонимными письмами/звонками

Чаще всего среди подобных писем угрозы, оскорбления и недовольства. Отдельно можно выделить письма от уже уволенных сотрудников, которые испытывая проблемы с устройством на новую работу начинают мстить бывшему работодателю.

78,5 % опрошенных считают что обида основная мотивация "анонимок"

Мнение опрошенных и результаты наших расследований - совпадает. Основная мотивация - это обида. Важно отметить, что данное эмоциональное состояние сильно искажает восприятие информации и объективность человека. Плюс обида очень продолжительное и глубокое чувственное переживание. В связи с этими причинами анонимные письма в качестве могут отправляться спустя продолжительное время (от 2-3 месяцев до года).

Проверки контролирующих органов и репутационные риски - основные по мнению опрошенных

Также по результатам исследования выяснилось, что вероятен риск конфликтов внутри коллектива, поскольку, в подавляющем большинстве случаев, отмечено наличие личной и конфиденциальной информации в анонимных письмах. Сами авторы писем часто продолжают провоцировать и отправлять все новую информацию различным людям или жалобы в различные органы.Если в компании возникал инцидент с рассылкой анонимных писем, то в 40% случаев подобное повторялось с другой темой и содержанием.

Реальные факты нарушений


в 70% писем содержалась информация о действительных фактах краж, откатов и неисполнении своих обязанностей

Оскорбления



28% писем содержали личные оскорбления. Авторов таких писем стоит искать, поскольку это потенциально крайне неблагонадежные люди.

Жалобы на руководство



В большинстве случаев анонимки отправляются именно ТОП-менеджменту компании, а не непосредственному руководителю. Это происходит по причине отчаяния, либо непонимания к кому обратиться.

Пишут сразу после очередного повода


Это реакция на какие-то действия или факты. Собственно, именно это и ключ к поиску автора письма и понимания его мотивов. Вспышка конфликта, взятка, слухи, либо затронутые интересы - провоцируют на написание.

Реакция на "несправедливость"


Основная мотивация - попытка выплеснуть обиду. Например: отсутствие продвижения по должности, разные бонусы, свидетельство безнаказанных нарушений, смена руководителя или отсутствие внимания к некой общей проблеме.

Уволившиеся сотрудники



Спустя 2-3 месяца после увольнения. Либо в ситуации, когда не смогли найти новую работу (или не устраивает). Либо когда что-то становится триггером (успехи бывших коллег или напоминание).

Анонимные письма - это эмоциональный поступок


Данные наблюдения основаны на опыте работы команды экспертов НИЦКБ. В проведенном исследовании получилось много различных материалов, поэтому рекомендуем также скачать и другие материалы.


Анонимные письма - это специфический феномен. Во-первых, чаще всего, это инструмент мести и попытка вылить обиду. Во-вторых, поиски автора письма могут быть слишком затратны и неэффективны, что ставит вопрос о необходимости. В-третьих, отсутствие реакции на анонимные письма (со стороны компании), в большинстве случаев, привело к большим проблемам в дальнейшем. Более того, данный феномен распространяется и повторяется, что увеличивает риски для бизнеса.

Увы, но комплекса уникальных мер - нет. Мы постарались в исследовании показать возможности и некоторые действия, которыми можно воспользоваться. Естественно, в различных условиях они могут как хорошо сработать, так и не дать нужного эффекта.

1. Анонимные письма - это свидетельство наличия в компании проблем с коммуникацией и скрытых конфликтов.
2. Мы рекомендуем тщательно собирать информацию при получении анонимного письма. В одном из кейсов руководство компании в спешке нашли предполагаемого автора письма и открыто обвинили его при всем коллективе. Однако, как показало дальнейшее расследования, это было не так. В итоге несправедливо обвиненный человек решил уйти из компании
3. Чаще всего авторы не прибегают к анонимайзерам или VPN. Во всяком случае по расследуемым нами кейсам - это было так. Зачастую автор пишет их под воздействием эмоций, что не дает возможности доскональна продумать план.
4. Психолингвистика и контент анализ в большинстве случаев позволяют идентифицировать автора, при наличии времени.
5. Иногда мы сталкивались с мнением, что анонимки не стоят затраченных ресурсов. Действительно, иногда в содержании много безумного бреда или просто ругательств, за которыми не будет последствий. Но в практике также есть случаи, когда оставшиеся без внимания письма вылились в масштабные проверки и последовавшие скандалы в СМИ.

Линия доверия - эффективный инструмент для сбора и получения информации

В ходе исследования выяснилось, что в компаниях, где функционировала Линия доверия (или Горячая линия) количество анонимных писем было в разы ниже, чем там где этот инструмент не использовался.


1. С момента внедрения Линии доверия в исследуемых компаниях сократились или вовсе прекратились анонимные письма руководству.


2. Постепенное внедрение линии доверия демонстрирует сотрудникам открытость и возможность быть услышанным.

Линия доверия - это не обязательно телефон. Из инструментов можно использовать электронный ящик и мессенджеры.
Линия доверия - это не обязательно телефон. Из инструментов можно использовать электронный ящик и мессенджеры.

Учебный центр Интерфакс

Комплексная информационная поддержка пользователей систем международной информационной группы «Интерфакс»: СПАРК, СКАН, СПАРК-Маркетинг, D&B, АСТРА, X-Compliance, ЭФИР. Наши специалисты проводят мероприятия различного формата, в ходе которых помогают пользователям лучше понимать возможности наших систем и максимально эффективно использовать их в своей работе. www.event.interfax.ru

Миатон

Обеспечение безопасности каналов связи, проведение аудитов ИТ безопасности, защиты корпоративных сетей и внедрению отказоустойчивых информационных систем, включая решения по электронной почте, видео-конференц связи, виртуализации и многих других. Системная интеграции для компаний и пост проектное сопровождение решений. www.miaton.ru

Мотивити

Это профессиональное сообщество компании, объединяющее возможности социальной сети, корпоративной академии и системы управления мотивацией персонала. Мы помогаем компаниям повышать эффективность собственного персонала, мотивировать розничных партнёров, централизовать работу франчайзинговых сетей. www.motivity.digital